НЕСПОРТИВНЫЕ

Уса - Лемва - Пага - Кокпела - Войкар - Обь
Полярный Урал, 20 июля - 20 августа 2002 года

20 июля

1 день. 1 день дороги туда.

Поезд Москва-Воркута отходит в 13-20 с Ярославского вокзала. Успели еле-еле из-за пробки в районе Таганки. Рюкзаки у нас хорошие: 45 и 50 кг. Провожали дочки (2 шт.). Дорогу помню смутно - на нее ушло примерно 20 бут. пива и 4 бут. водки. В нашем вагоне едут еще две группы. Одна - киевляне, пешеходы идут на Манарагу и окрестности. Другая - нижегородцы, едут с нами до Сивой Маски, дальше на Лагорту с катамаранами.

21 июля

2 день. 2 день дороги туда.

Наши паспортные данные списала транспортная милиция и строго предупредила. Хотя вели себя тихо, не буянили, просто употребляли. Леха играл в преф с киевлянами и соблазнял их дочку присоединиться к нам. Я очень много спал, а день закончил в буфете с попутчиком из Воркуты, который травил байки про специфику бытия на севере и пугал злыми медведями.

22 июля

3 день. 7 км вниз по Усе от п.Горняк.

Около 9 утра прибыли в Сивую Маску. Автобус - "Урал" с будкой - забит до отказа. Через 15 мин. были в пос. Горняк, на карте обозначенном как Мескашор. Погода впечатляет: примерно +10 (и далее везде примерно, по нашим ощущениям), холодный ветер, иногда моросит. Для разминки купили пива и стали осматриваться. Наши попутчики ищут ГТС (гусенично-транспортное средство, мы расшифровали это так), за ГТС до Лагорты просят 10-12т. (300-400$), к тому же свободного сейчас нет. И них остается один вариант: нанять лодку, переправиться через Усу, немного вверх по течению, и топать по вездеходке до Юнъяги и дальше вдоль нее до самых гор. По Юнъяге возможно подняться и на бечеве, у меня проскальзывает шальная мысль: не пойти ли и нам этим путем. Нет, нереально. С нашими рюкзаками и "опытом" пешки мы явно не угонимся за народом, а идти автономно проблематично ввиду отсутствия лоции. Хотя большинство групп ходит именно таким маршрутом, мы же легких путей не ищем - впереди 110 км подъема на бечеве.

Допив пиво, двинули к реке - до нее около 500 м. Собираемся не спеша. Даже немного жалко расставаться с цивилизацией и менять ее на ледяные воды Усы. В 11 сходил за хлебом. Тонизирующий напиток крепостью 45 градусов с названием "Альфа" и батон колбасы также были удостоены моего внимания. За употреблением этих благ сборы незаметно подошли к концу и в 14ч. мы отчалили.

Река не впечатляет - широкая, метров 200-300, берега некрасивые, скорость течения 3км/ч. Первый переход выдался небольшим и был, в основном, посвящен изучению ходовых особенностей байдарки "Щука", свежекупленной. Так и не избавившись от ее постоянной склонности поворачивать вправо, через пару часов мы решили, что на сегодня хватит. Первое же место, походившее на стоянку, на левом берегу было встречено на ура. Было произведено фотографирование с цветообразными представителями местной фауны.

Место показалось довольно приятным, на высоком берегу, среди елей и берез, правда, немного замусоренное. Забегая вперед, следует сказать, что какой-либо мусор нас больше не беспокоил до конца маршрута, также стоит заметить, что это была первая и последняя стоянка в лесу. Во-первых, здесь произошло наше первое знакомство с уральскими комарами, далее мы старались вставать на продуваемых местах. Во-вторых, не считая этого места, лес встречался исключительно мрачный и непроходимый. Ну, а в-третьих, леса часто просто не было. Остаток дня был посвящен попыткам заставить дрова гореть, которые почему-то не хотели этого делать. На ужин была пища с большим содержанием мяса. Комариного, другого у нас не было.

23 июля

4 день. 23 км вниз по Усе и 2 км вверх по Лемве.

Всю ночь моросило. Проснулись очень рано - в 4 по Москве. Все небо затянуто, очень сыро. Не выходя из палатки приняли по 150 с колбасой и луком и продолжили почевать. Второй подъем в 9 по Москве. Ветрено, но дождь почти перестал. Пытаемся что-то сготовить и ждем пока подсохнет палатка. Перевели часы на 2 вперед. Далее время местное.

Провели хитрую операцию с "Щукой", чтобы не тянуло вправо: спустили левый баллон, при этом правый расправился в носу и в корме, затем снова накачали левый. Помогло.

Вышли в 16. Ничего интересного. Через 2 часа увидели людей (2шт.), пасущих коров (200шт.) на острове. Причалили поговорить. Аборигены пригласили на чай. Взяли хлеб и сахар (спирт был убран подальше, чтобы не употреблять на воде) и пошли. Пастухи оказались из Ярпияга, пасут колхозных коров сменами сутки через двое, 2 раза в день доят, за молоком приходит "водомет". Коров загоняют на остров "вплавь" на все лето - оказывается, коровы плавают. Одна вот уплыла недавно и бродит где-то по лесам. Живет здесь население почему-то по московскому времени. Лето, говорят, нынче дерьмовое. Тепло было только неделю, а недавно шел снег. Зато комаров, говорят, нет! А что же мы ели вчера на ужин?! Пастухи надоили нам свежего молока - 1,5л. Спрашивали, не за корнем ли мы золотым собрались? А мы то даже и не знаем как он выглядит. Как смогли, они нам описали его внешний вид. Собрались было отплывать - подходят: а нет ли у нас спирта? Дали 200гр. чистого. Взамен получили в подарок оленью шкуру, какую-то покоцанную и вонявшую собаками.

Через 1ч. дошли до устья Лемвы. Идти вверх тяжело, скорость не более 2км/ч. Через 1,5ч. встали на левом берегу, немного не дойдя до устья Юнъяги. Было около 23ч. Место стоянки в конце косы на разнотравье, рядом ивняк. Дрова - плавник, раскиданный по косе. Комаров опять море. Отужинав и помянув слегка Сабанеева, я иду спать, а Леха, несмотря на мои попытки отговорить, плывет ставить сеть. Возвращается через 40 мин., матерясь: сеть запуталась, весь вымок. Ночью было холодно и шумно: поезда, моторки, храп.

24 июля

5 день. 1 день вверх. 15 км по Лемве.

Проспали до 11. С утра не пили! Вышли в 13. Я оделся в неопрен - собрался играть в кораблики. Леха идет в сапогах. Течение усилилось до 4-5 км/ч. Решили, что разумнее всего чередовать бечевник и греблю: вдоль косы бечевник, с косы на косу на веслах. Неопрен греет. "Щука" ведется на веревке хуже "Тайменя". Весь день светит солнце! Хочется раздеться, но комары и слепни достают даже не воде. Жарко - пьем сырую воду.

Встали на стоянку в 20-зо. Решили попробовать встать прямо на косе, на гальке - комаров почти нет. Это так порадовало, что решили помыться-постираться в лучах заходящего солнца, вдруг мы его больше не увидим?! Вода теплая - около +7 гр. С дровами проблем нет - тот же плавник. Если ночью будет ветер, палатку унесет - колышки втыкать-то не во что. А спать на гальке очень даже можно.

25 июля

6 день. 2 день вверх. 17 км по Лемве и 1 км по Паге.

Встали в 10. Все небо затянуто. В процессе сборов грянул ливень и шел с переменным успехом 2 часа. В палатке лужи, т.к. тент сняли, а свернуть не успели. Все мокрое и в песке - жопа. Зато тепло - около 15 гр. Сегодня Лехина очередь вести байду, но я за кампанию тоже иду в неопренах и иногда его подменяю. Учимся науке бечевника. Удлинили чалку, а Леха внес рацпредложение в виде лопасти весла, привязанной ближе к корме, на 10 см. погруженной в воду со стороны проводки. Корму меньше тянет к берегу, иногда можно вести, не заходя в воду.

Через 2 часа дошли до Епы, перекусили. Магазин в деревне есть, но в нем ничего нет. Когда выпекут хлеб - неизвестно. Быстро, часа за 3, дошли до Паги, все левым берегом. На весла почти не садимся. Недалеко от устья Паги встретили рыбака на моторке. Поговорили, приняли по 100, попрощались, пошли дальше. Абориген подарил Лехе кораблик собственного производства. Вдруг нас обгоняет моторка и останавливается: наш товарищ, видно не удовлетворившись 100 граммами, предлагает нас подвезти. Привязываем "Щуку" к лодке, я сажусь в моторку, Леха остается в байде. Прошли 500м. до устья Паги и еще 1 км по ней. Течение еще сильнее, чем в Лемве, на веслах подниматься невозможно. Встали на косе правого берега в 21ч.

Развели еще по 150, сфотографировались, обещали выслать фотки. Артеев Иван Федорович (абориген представился и попросил обязательно упомянуть его ФИО) с трудом погрузился в лодку, отчалил и сразу же уснул, уносимый быстрыми водами Паги.

Тем временем со всех сторон обкладывает, громыхает, сверкает, но пока проносит. Почти высушили палатку, поели, попили, и тут началось! Еле успели заскочить в палатку. Налетел ураган, тент снесло сразу же, болтается вокруг палатки, мы своим весом с трудом удерживаем палатку изнутри. Тут вспомнили о вещах, разложенных посушиться. Пока я держал палатку, Леха собирал в радиусе 100м. от лагеря все, что смог разглядеть (было довольно темно). Провели ревизию: не хватает пары герм и моего спаса. Вскоре ветер поутих, и пошел дождь. Укрепили тент булыжниками. Я пошел на поиски спаса, но нашел у кромки воды только тюбик крема, лежавший в кармане моего спаса. Выяснили, что оба стерли неопренами яйца, решили шорты пока не использовать. Помянули Сабанеева, яйца, спасжилет и многое другое прямо в палатке и уснули, несмотря на бушующую стихию.

26 июля

7 день. Дневка по состоянию здоровья.

Проснулись в 10 трупами. Все болит, включая голову. Выползали по очереди из палатки, пытаясь что-то сделать - бесполезно. Решили, что вчера очень устали, к тому же в борьбе со стихией съели по 0,5 на рыло, поэтому необходима дневка. Похмелились, съели шоколадку и уснули опять. Второй подъем в 13. Немного полегчало. Вчерашний ураган здорово поломал погоду - небо все чистое, +30! Насекомых почти нет, только слепни во вполне умеренном количестве. Периодически купаюсь - вода уже около +14. Самочувствие улучшается. Я устраиваю глобальную просушку вещей. Леха ловит двух небольших хариусов, которых, зажарив, съедаем. Ура, в 200 метрах вниз по течению находим спас и гермы - их прибило к берегу. Я жарю блины, Леха вылавливает еще трех хариусов - этим и ужинаем. День прошел без дождя! Вечером случайно заметили, что вода сильно прибыла. Вчера ставили палатку в 12 метрах от берега, теперь до него 8м. Авось не затопит. Легли рано - в 0.зо. Жарко, спим голые без спальников.

27 июля

8 день. 3 день вверх. 18 км. по Паге до устья Кокпелы.

Встали рано - в 7-8. Погода продолжает радовать. У меня немного болит горло, наверное, после вчерашних купаний. Все равно купаемся. Жареный "китекет" (так мы называем соевое мясо) с макаронами проходит с трудом. Выходим в 11 (!). Бечевник хороший, иногда приходится плыть. Идем совсем голые, только в неопреновых носках и кедах. Ведем байду по очереди. Учеба продолжается: выяснилось, что лопасть привязывать не нужно, просто требуется умело регулировать угол атаки и, по возможности, не терять скорость. Слепней становится немерено, я одеваю штаны. Леха одевает их только тогда, когда навстречу появляется катамаран с двумя дядями и мальчиком. Идут с верховьев Паги, куда тащились с Пальника. Очень спешат, спрашивают, далеко ли до Абези, т.к. у них закончилась карта.

Обедаем на острове вчерашними блинами. Я начал обгорать (!) и оделся. В 18-зо доходим до Кокпелы. В устье она кажется даже пошире Паги. В описании указана изба за 200м. до Кокпелы. Леха идет по Кокпеле до первой стоянки, я - на поиски избы. Нашел. Рядом лежит перевернутая лодка и куча свежих фекалий, но никого не видно. Как мы прошли мимо и не заметили?!

Догоняю Леху, и встаем в 300м. от устья на косе правого берега (нам понравилось стоять на косах). Дров тут поменьше, чем на предыдущих стоянках, а галька сильно увеличилась в размерах. Зато из насекомых одни слепни, да и те скоро спать пойдут. За полчаса ставим лагерь и готовим ужин. Радуемся, что успели до дождя (тучи сгущаются).

Порыв ветра - байдарка и палатка летят кувырком в сторону реки, хотя, памятуя о давешнем урагане, присыпали колышки грудами камней. Догоняем наше имущество. В "Щуку" набрасываем камней, а палатку переносим под прикрытие кустов, правда ставить приходится уже не на гальку, а на довольно приличного размера булыжники. Растяжки придавливаем пудовыми камнями и рюкзаком с продуктами.

Стихия неожиданно успокаивается. Доедаем, допиваем, Леха идет рыбачить, я в палатке пишу мемуары. Булыжники под палаткой можно передвигать через днище, придавая ложу произвольную форму. Только в 23ч. пошел дождь. Леха вернулся с одним хариусом и позвал на посошок. Посохов было четыре.

28 июля

9 день. 4 день вверх. 12 км. по Кокпеле от ее устья.

Леха встал в 9. Я, сославшись на неважное здоровье, проспал до11. Вышли в 14. Не жарко, но тепло, малооблачно. К обеду (17-зо) в разные стороны заползали тучи, усилился ветер. Потом все устаканилось, немного покапало и стихло, небо все заволокло, ветер успокоился. Бечевник фиговый из-за того, что камни пошли скользкие, поросшие какой-то зеленью. Встали в 20ч. на косе левого берега. Напротив остров, порожек, на другом берегу 30-ти метровый откос. Насекомых на косе нет совсем. Поднялся ветер, похолодало, +10. Вода теплее воздуха. Еще одно ноу-хау по борьбе с ветром - в палатке по углам раскладываем булыжники. Отбой в 0ч.

29 июля

10 день. 5 день вверх. Еще 12 км. по Кокпеле.

Встали в 8-9. Холодно, солнечно и ветрено. Леха безуспешно рыбачит. Вышли в 11-зо. Бечевник совсем дерьмовый - очень скользко. Я заходил в лес, где вспугнул здорового зайца. Лес глухой и непролазный, как и везде, ничего интересного, кроме комаров. К 14-зо дошли до впадающего справа несколькими рукавами Мулюд-Мюсурью. Пообедали сыром и колбасой. Бечевник стал получше. Постепенно подступает тундра. Распогодилось. В 18ч. лес закончился, почти отовсюду хорошо видно Урал. На протяжении 2-3 км. Кокпела сильно дробится на рукава, мельчает, сложно выбирать оптимальный путь. Здесь мы и встали на одном из островов, где валялось побольше плавника. Было 20ч. Надвигается грозовой фронт, поэтому поставили палатку в кустах, чтобы не сдувало. Зато комаров и мошки навалом. Обошли остров в поисках сухих дров на завтра. Небо все почернело, Урал уже почти не видать. Дождя все нет, рыбы тоже нет. Есть спирт, макароны (китикет стараемся не употреблять) и полно дикого лука, растущего вокруг. Очень хорошая закуска. Легли в 0ч.

30 июля

11 день. Дневка по состоянию погоды.

Всю ночь дождь. Леха встал в 7-зо и ушел на рыбалку. Я хрючил до 12. Дождь не перестает. Рыбы опять нет. Завтрак в 13. Решили сегодня не идти. Леха полез изучать тундру, я занялся промышленной заготовкой блинов. Дождь перестал, но холодно и ветрено. Леха вернулся в 17ч. В тундре ветром валит с ног, есть неспелая морошка и останки каких-то сооружений типа чумов. Еще есть вездеходная дорога и много старых резиновых сапог и калош. Обедаем блинами и сразу готовим ужин. Сидим у костра, пока не кончились дрова и спирт. Отбой в 0ч.

31 июля

12 день. Снова дневка.

В 7 утра пошел дождь и шел целый день по графику: 30 мин. - дождь, 15 мин. - солнце и.т.д.

1 августа

13 день. 6 день вверх. 5 км. по Кокпеле до устья Тумболовы и чуть выше.

Хотели встать в 6. Встали в 12. Погода - дерьмо. Все-таки вышли в 16. Воздух +7, вода +5. Ноги мерзнут даже в неопренах. Идти тяжело. Однажды увидел перед собой несколько черных голов, переплывающих реку. С испугу запрыгнул в байду, решив, что это гадюки. Потом понял, что гадюк здесь быть не должно. Звери тем временем вылезли на берег, выстроились в ряд и уставились на меня с любопытством. Я подошел поближе - оказались выдры. Теперь уже они испугались и убежали. Через 3 часа прошли мимо снежников, сразу за ними показалось устье Тумболовы.

Еще через 500м. увидели палатку на левом берегу. Два мужика выползли из нее и удивленно смотрели как мы шагаем в кедах посреди реки. Подошли, познакомились. Виктор и Сергей, москвичи, бродят по Уралу без определенного маршрута. Шли за нами, видели наши следы, обогнали вчера, не заметив. Надувную лодку бросили чуть ниже, дальше собираются походить пешком по горам и по тундре и вернуться тем же путем. С их согласия мы встали рядом. Замерзли к этому времени мы основательно. Главным преимуществом наших новых знакомых оказалось наличие ружья. Поэтому вскоре мы обедали пловом из куропатки. Мы смогли их удивить только нашими запасами спирта. Аппетит разыгрался, и скоро были подстрелены 3 утки, проплывающих мимо. Из них был чудный суп.

Еще Леха сегодня в первый раз накопал каких-то корешков. Оказались золотым корнем - мужики подтвердили. С этого дня почти каждый день находили его и заваривали в чай.

Мужики сказали, что, оставив лодку, они пошли гораздо быстрее и посоветовали нам поступить также. Решено было сдуть "Щуку" и, как только поправится погода, двинутся дальше пешком. С нашим весом едва ли это будет быстрее, но уж теплее точно.

Болтали до 2-зо. Дождь не перестает.

2 августа

14 день. Дневка по состоянию погоды.

Опять дождь. Кормим соседей пшенной кашей. Они собираются уходить, но дождь не отпускает, поэтому устраиваем обед из вчерашней утки. Леха с Витей ходят в тундру на охоту, но безуспешно. На ужин блины с нашей стороны. Легли рано - в 22-зо. Перед сном - карточные сражения.

3 августа

15 день. 1 день пешком. 8 км почти до Самсоновых гор.

Опять дождь. Встали в 12, когда он перестал. Позавтракали. Сдули байду вместе с водой. Так и будем таскать лишние килограмм 10 - высушить невозможно. Попрощались с соседями, обменялись телефонами, попросили их по приезду в Москву, сообщить нашим родственникам, что мы еще живы, только движемся медленно. Они ушли в 15, мы - в 16. Рюкзаки 35-40 кг.

В основном идется неплохо, прямо по тундре, срезая изгибы реки. Но иногда попадаются противные заросли кустарников, заболоченные ручьи - жопа. Идем столько же, сколько отдыхаем. В 21-зо вышли к реке на маленькую галечную косу, на ней и встали. Хорошо видны Самсоновы горы, по прямой до них 2-3 км., река же делает большую петлю. Днем было потеплее, даже комары проснулись, к ночи - дубак.

4 августа

16 день. Дневка по состоянию погоды.

Ночью сильно мерзли. Влажность феноменальная. Всю ночь и полдня идет дождь. В 14ч. не выдержали, вылезли готовить завтрак. С трудом развели костер - из дров только сырой кустарник. Леха кидает спиннинг, я жарю последние блины. Леха приходит с рыбалки мокрый и задубевший - зацепил, пришлось искупаться. Приходится развести. После обеда Леха опять рыбачит и умудряется промочить сапоги. Приходится развести еще. Возникают сомнения, дойдем ли до Азии. Пошла третья неделя, а мы еще даже не в горах, дождь идет уже неделю, температура плавно падает - сейчас не больше 5 гр. Легли рано - в 22ч.

5 августа

17 день. 2 день пешком. 15 км. через Самсоновы горы.

Как обычно, дождь. Встали в 12. Иногда показывается солнце! Вышли в 15-зо. Переправились на другой берег в неопренах. Я в них и пошел, Леха, как обычно, в сапогах. До Самсоновых гор идем напрямки по болоту. Попадается морошка и немного маленьких подберезовиков. Потеплело градусов до 14. Проснулись комары в огромных количествах. Autan принимаем каждые полчаса. Пройдя Самсоновы горы, перекусили сыром и горячим чаем. Нашли два огромных подосиновика - будет ужин. Видели на вершинах гор свежевыпавший снег. Решили срезать большой изгиб Кокпелы и ломануться прямо через холм почти к месту волока.

Насколько верным было это решение, сложно судить, но намаялись мы изрядно. Дождь все усиливался, заросли становились все более непролазными. Перешли через Кокпелу-Шор и полезли через холм. Мокрые до нитки, мы перлись и перлись, стараясь надолго не останавливаться, так как сразу начинали замерзать. Наконец, мы вывалились из кустов на берег Кокпелы, перешли ее и сразу же встали. Было 23-зо, уже темнело.

Переоделись в сухое (такого осталось немного) и стали варить грибной суп. К счастью, дождь перестал и больше не шел до утра! Дров, как ни странно, было много, правда, очень мокрых. Особенно порадовал невесть откуда здесь взявшийся огромный, с торчащими во все стороны корнями, сухой пень, послуживший и защитой от ветра, и подвеской для канов и дровами.

Долго ели суп и спирт, и было хорошо. Легли в 3-зо.

6 августа

18 день. Дневка для просушки вещей.

Встали в 11. Дождя почти не было до 17ч. Успели более-менее подсушиться. Переждали дождь в палатке и в 20ч. вылезли на ужин. Была пшенная каша. Еще было много чая с золотым корнем и зеленого лука. Потом Леха рыбачил, как всегда, безуспешно. Я писал мемуары. Горы уже совсем близко, до азиатской Кокпелы не более 25 км. Может, все-таки, дойдем?

7 августа

19 день. 3 день пешком. 12 км. почти до перевала.

Встали в 10-11. Дождя нет, временами солнце! Досушили в его лучах то, что вчера считалось сухим. Тепло, +16. Вышли в 14. Шли в неопренах с косы на косу, довольно легко. Потом косы кончились, шли прямо по руслу. Охотились с камнями на стаи уток. Подпускали метров на 10, но попасть мы не могли. Потом река сильно запетляла, поднялись в тундру по левому берегу и пошли прямо в направлении распадка - читается хорошо. В 18-зо дошли до останца "Динозавр" и перекусили Zuko с сыром и комарами. Еще через пару километров вошли в горы, переправились на правый берег, сфотографировались на снежнике и вскоре встали на ночевку, так как решили, что дошли до перевала. Судя по нашей карте и описанию, очень похоже. Река, вроде как, уходит вправо, а на левом берегу поднимается в гору вездеходка, по которой и решили завтра пойти. Кустов нет, поэтому нет дров - ужинаем без костра колбасой и спиртом. Отбой в 23ч.

8 августа

20 день. 1 день вбок (всего около 20 км. в разные стороны)

С утра моросит и холодно. Выползли только в 13. Я поправил погоду, и около 15 вышли. Кстати, я уже привык сворачивать мокрую палатку под дождем, раньше я считал, что это неправильно и пытался ее высушить. Шли по вездеходке часа 2, стали уже спускаться в долину, где надеялись увидеть азиатскую Кокпелу. Правда, направление течения у нее намечалось неправильное. Вдруг видим идущего навстречу человека. Подумали, что это туристы, идущие из Азии в Европу. При ближайшем рассмотрении человек оказался аборигеном.

Спрашиваем: где Кокпела?

Да вот она! - говорит.

Азиатская?

Нет, европейская! (точнее, один из ее притоков)

А что же это за дорога?

А это дорога идет вдоль всего Урала, и идете вы на север.

А где же перевал?

Так это вам надо вернутся обратно к Кокпеле и идти вдоль нее, пока она не поменяет направление течения и не потечет в Азию.

А у нас на карте - говорим - Кокпела уходит вправо и заканчивается, а дорога на перевал уходит левее, так мы и пошли.

Плохая у вас карта, - отвечает - пойдемте лучше со мной в гости в десятую бригаду оленеводов, я туда иду с утра из второй бригады, немного осталось, тут рядом совсем. Зайдете в чум, покушаете мяса, отдохнете, а потом и дальше пойдете.

Несмотря на время, которое нас поджимало, отказаться от такого заманчивого предложения мы не могли. Вернулись обратно к месту нашей стоянки, взяли с собой только палатку и спальники, а все остальное оставили прямо у реки. Дядя Коля - так звали ханта - убеждал, что здесь воровать некому. И двинулись теперь на юг, уже изрядно уставшие.

Тут уже совсем близко - говорил Николай - подняться на холм и спуститься. Шли часа 3! Еле доволокли ноги. А дяде Коле - хоть бы что, хотя ему лет 50, не меньше. Прошли мы 8 км и дошли до истоков одного из притоков европейской Тумболовы.

Чумное место было на высоком открытом холме, с которого открывался замечательный вид. Было на стойбище два чума, в один из них нас пригласили. Оказалось, мы всего на полчаса разминулись с Витей и Сергеем, они тоже заходили сюда. У нас с собой было 0,5 чистого, ханты очень обрадовались. Долго сидели, пили, ели, пока не насытились до отвала. Спать пошли в палатку, которую поставили за чумом.

9 августа

21 день. Полудневка. Знакомство с бытом оленеводов. 2 день вбок. Возвращение к Кокпеле (8 км).

Встали в 10 с большим трудом. Я еле хожу – стер вчера ноги сапогами. Сразу же на завтрак в чум. В 12 – второй завтрак. Стараемся поесть впрок. Далее начинается самый интересный процесс. Сегодня оленеводы переезжают на новое место – километров на 5 западнее. Еще вчера большая часть скарба была запакована и разложена по нартам. Сегодня все население стойбища выходит на ловлю оленей. Задача состоит в следующем: из стада численностью в 2000 голов нужно отобрать 300 упряжных оленей, которые потащат нарты. Причем каждый из десяти оленеводов знает «в лицо» свои 30 оленей, которых ему нужно выловить из стада.

Сперва стадо при помощи собак сгоняется на место, затем все население становится в круг и при помощи длинной веревки окружает стадо и стягивает круг до предела, пытаясь как можно больше оленей удержать внутри. Молодых телят не удерживают – они в упряжках не нужны. В результате примерно половина стада все равно вырывается и разбегается. Внутрь круга заходят оленеводы, находят и вытаскивают своих оленей из круга. Разбежавшихся оленей гоняют криками и собаками туда-сюда, при помощи арканов вылавливают остальных. Весь процесс занимает 3-4 часа. Мы, как смогли, в нем поучаствовали. Под конец даже прокатились на нартах до чума.

В 16ч. был обед. В 17-30 мы попрощались с гостеприимным народом и с дядей Колей отправились обратно. Ханты дали нам сухарей, 3 банки рыбных консервов и 2 кг вяленого мяса. Деньги взять категорически отказались.

Обратный путь показался нам короче и занял 2 часа. По дороге дядя Коля рассказывал нам про жизнь оленеводов. Обитают они в чумах круглый год. Зимой стоят на месте, в деревнях вблизи Оби. На лето (т.е. на полгода) уходят кочевать в сторону Урала по маршрутам, которыми ходят олени уже много лет. Так что, на самом деле, оленеводы ходят за оленями, а не наоборот. А пасутся они в тундре и в горах потому, что дальше к Оби негде - сплошная тайга. В чумах ханты рождаются и проводят всю жизнь (одного грудного ребенка мы наблюдали непосредственно). Только на время школьного обучения отдают детей в интернат на зимний период.

Короче, впечатлений мы получили массу, всего описать невозможно. К тому же, что совсем не маловажно при наших подходящих к концу запасах провианта, хорошо поели.

Придя к Кокпеле, нашли наши рюкзаки нетронутыми. Дядя Коля показал в 300м. от нас чумное место (место, где раньше разбивали лагерь ханты) с большим запасом дров. А мы то сидели тут без костра! Попили чаю, попрощались с дядей Колей, который пошел дальше в свою вторую бригаду, и легли спать.

10 августа

22 день. Дневка по состоянию погоды.

Дождь идет с 5 утра и до 5 утра следующего дня. Сварили суп из оленя, едим его целый день. Еще жарили гренки из сухарей. Сидим в палатке, играем в карты, спим. Жопа.

11 августа

23 день. 4 день пешком. 15 км. через перевал.

Встали в 10. Доели суп. Холодно, ветрено и мокро. Вышли в 13. Погода немного улучшилась. Иногда светит солнце. +10 гр. Дошли до вездеходки и пошли по ней вдоль реки. Никаких крутых подъемов и спусков. Через 7 км. Кокпела потекла в другую сторону, перевал почти незаметен. Следующие 5 км. река сжата горами в довольно узкой долине, дорога переходит с берега на берег. Перекусили с горячим Zuko - были сухие кусты на дрова, но чай был где-то далеко в рюкзаке.

Вскоре долина реки расширилась, Кокпела разлилась на несколько рукавов и, приняв справа довольно большой приток, повернула налево. Пройдя еще метров 300 по левому берегу, встали на стоянку в уютном камерном месте в кустах совсем близко от воды. Надеемся завтра поплыть, воды вроде бы уже достаточно.

Время было всего 19ч. Поэтому ужин был долгим и праздничным: олень жареный, олений суп, гренки и последние 0,7 за Азию! 5л. продукта закончились незаметно. Между делом, надули "Щуку" и решили, что завтра я поплыву, а Леха пойдет берегом, все-таки воды еще не так много. Было без дождя и ветра. Хорошо. Отбой в 1ч.

12 августа

24 день. 1 день вниз. 15 км.

Ночью и полдня дождь. Встали-таки в 12-зо. Доели суп, нехотя собрались под дождем. В 16ч. я отчалил. Леха сфотографировал это событие и пошел следом по берегу. Река - сплошной перекат. На "Таймене" идти здесь было бы стремно. "Щука" же садится гораздо реже, легко перекатывается через камни, даже высоко торчащие. Вылезать пришлось всего лишь раз 5. Через 30 мин. подождал Леху - он отстает. Договорились встретиться еще через 30 мин. Я ждал его, но не дождался. Решил, что он проскочил мимо, не заметив, т.к. река сильно петляет. Проплыл еще 30 мин. и стал ждать. Было очень холодно, неопрены почти не греют, спасает только гребля, но надо ждать.

Ждал почти час, нашел 3 гриба. окончательно задубел и решил ставить лагерь, т.к. было уже 19ч. Неожиданно появился Леха и сказал, что тоже давно меня ждет, только на 500м. выше. Решили, что такой способ передвижения неправильный и поплыли вдвоем, благо воды прибавилось. Еще Леха рассказал, что видел четырех туристов, идущих на перевал, но не докричался их.

Плыли еще около часа. Несколько раз приходилось вылезать, но, в основном, снимались с камней, отталкиваясь веслами. Места очень красивые. Кругом горы, по берегам появляется лиственница, а затем и ель с березой. Надо сказать, что если в Европе тундра простирается километров на 30 от гор, то в Азии почти сразу начинаются леса, да и природа здесь, в целом, нам показалась поприятней.

Неожиданно увидели человека на берегу. Догнали, поговорили. Оказалось, москвичи, 8 человек, идут на катах нам навстречу с Соби-Хары-Бурхойлы-Варчато, встают лагерем чуть ниже. Мы напросились в гости, как обычно.

Днище у "Щуки" как новое, что было странно и приятно после сегодняшних экзекуций. Только поставили палатку, как были приглашены на ужин. Были огромные порции хариуса с макаронами и каким-то хитрым соусом из кетчупа, лука и.т.д. Поговорили про погоду, которая в Азии была в этот год такой же дерьмовой как в Европе, про рыбалку, которая должна вот-вот начаться и быть отличной вплоть до Войкара. Было очень холодно и ветрено, поэтому вскоре пошли спать в 23ч.

13 августа

25 день. 2 день вниз. 20 км. почти до Войкара.

Встали в 10. Ветер стал потише. Решили на завтрак к соседям не напрашиваться, благо есть что покушать – собранные вчера грибы. Леха готовит грибной суп, я пишу мемуары. Соседи ушли в 13ч., мы на полчаса позже. Без проблем шли перекаты и порожки, течение очень приличное. Садились на мели только в тех местах, где река разливается или бьется на протоки, но не вылезали – толкались веслами. Светит солнце, +16. Но насекомых нет – видимо, все уже перемерзли. Тумболяву проскочили, не заметив. Остановились в 15-зо у избы. Леха пошел кидать спиннинг, я готовлю обед. Изба добротная, с печкой, можно ночевать. Рыбы опять нет, а соседи вчера обещали изобилие в этих местах.

Двинулись дальше в 17-зо. Воды резко прибавилось, пороги закончились, перекаты случаются реже. Горы тоже очень быстро закончились, по берегам дремучий лес из лиственницы, ели и березы. Очень скоро дошли до Погурея. Вышли побродить под перекатом в его устье в поисках стоянки, указанной в описании. Не нашли никаких ее следов, зато собрали немного грибов и поели голубики. Леха захотел встать здесь по причине предполагаемой хорошей рыбалки под перекатом, я уговорил проплыть еще – не последний же перекат.

Оказалось, почти последний. Кокпела стала совсем глубокой и спокойной, хотя течение по-прежнему сильное. Через полчаса встали на стоянку на косе левого берега. На другом берегу вскоре появились туристы из Нижнего, стоят на 300м. ниже. Оказалось, за поворотом уже Войкар. Леха расстроился – все рыбные места просвистели за день. Было решено завтра сделать дневку для похода на рыбалку к устью Погурея. Судя по нашим темпам сплава, до Усть-Войкара должны дойти за 2-3 дня, а именно на столько (с натяжкой) у нас оставалось продуктов. Так что мы могли себе позволить последнюю дневку.

Вечером был небольшой дождь, к ночи небо расчистилось и воцарился полный штиль. На ужин были грибы, собранные у Погурея и вокруг стоянки, с картофельным пюре. С дровами очень хорошо: много плавника на косе, а лиственница горит просто отменно. Отбой в 0ч.

14 августа

26 день. Последняя дневка.

Ночью было очень сыро. Палатка и все вещи мокрые, хотя дождя не было. Встали в 10-11. Съели последнюю пшенку. Леха ушел шляться к Погурею. Я клеил байду: сквозной порез 2 см. в том месте, где лежал рюкзак. Тепло, +10, дождя нет. Стирался, сушился, согрел воды и помылся впервые за 18 (!) дней. Потом пошел шляться вниз, к слиянию с Лагортой. Вернулся в 20ч. с 2 грибами и красной смородиной. Леха подошел одновременно. Принес пакет грибов, пакет золотого корня и 4 хариуса по 300-600гр. (еще 4 умудрился растерять по дороге). На ужин был жареный хариус с пюре и чай со смородиной. День без дождя!

15 августа

27 день. 3 день вниз. Войкар с начала почти до Ванктывиса.

Ночью было посуше. С утра сильный дождь с небольшими перерывами. Встали в 10. Ели жареные грибы с вермишелью, мыли корень, ели грибной суп перед выходом. Были на воде с 16 до 21 без обеда. Дождя почти не было. Войкар быстрый (4-5км/ч), спокойный, глубокий, перекаты совсем несложные. За день обогнали 3 группы – в основном, идут с Танью, иногда – с Лагорты. Встали на ночь, немного не дойдя до Ванктывиса, на левом берегу в ничем не примечательном месте.

16 августа

28 день. 4 день вниз. Почти от Ванктывиса до Верхнего Войкара.

Утром был заморозок и небольшой дождь. Вышли в 12-зо. До 17ч. плыли под непрекращающимся дождем. Река совсем успокоилась, но течение хорошее. Берега скучные и однообразные. Обедали в большом разливе с множеством проток и островов и полным отсутствием течения. Заплутать здесь можно запросто. Через час после обеда дошли до В.Войкара. Пропилили мимо, но через 300м. решили вернуться и ночевать в деревне, т.к. на небе надвигалась большая засада. Время было 19-зо.

В деревне около 30 домов, все жилые, но закрытые – хозяева рыбачат на Оби уже месяц. Из живых людей 3,5 калеки, несколько детей и муж с женой из Ноябрьска в отпуске. Посоветовали найти дядя Васю, он обычно пускает туристов, но его тоже нет. А дождь уже льет как из ведра. Нашли одну открытую дверь – четверть большого жилого дома. Внутри пусто, срач и 2 коробки (!) отсыревшего «Космоса». Курить можно с трудом, но нам, оставшимся с последней пачкой «Золотой Явы» - счастье.

Перетащили вещи в дом, лодку к порогу. Сбежалась детвора на нас поглазеть. Потом пришли те дядя с тетей. У нас уже тепло, топится печь, шмотки развешаны и сохнут. Сказали, что здесь собираются делать клуб – в деревне много молодежи. Показали им «Космос», они тоже обрадовались и взяли блок. И ушли проверять сети, обещали принести рыбу. Мы доели последний суп и макароны, остался только китекет и полпакета пюре. Скоро люди вернулись и подарили рыбу сырок, 6 штук по 1-1,5 кг. Легли спать в 1ч. на пенках на полу. Было непривычно сухо и тепло.

17 августа

29 день. 5 день вниз. Верх. Войкар – Шурышкары.

Встали рано – в 8. Надо разделать рыбу и порезать корень – он почти высох. Леха пожарил две сковородки рыбы и съел 1,5. Я – оставшиеся 0,5. Пил тера-флю – немного колбасит. Дождь не прекращается со вчерашнего вечера. Заставили себя покинуть тепло и уют и выплыли в 14. Ветра нет, вскоре и дождь перестал.

«Великий и Ужасный Сор» прошли довольно быстро, без проблем (20 км). По дороге нас обогнали кат и «Скаут», привязанные к катеру – где же они его нашли, ведь нам сказали, что в Верхнем Войкаре никакого транспорта нет. В 18-зо причалили в Усть-Войкаре. Местное население предлагает свои услуги по транспортировке в Шурышкары или Мужи. Только что увезли одну группу, видимо ту, что нас обогнала на Соре. Сильно пьяный дядя готов везти в Шурышкары за 1200 прямо сейчас. Сторговались за 600. Иду в магазин(!). Он закрыт, но вызвали продавщицу. Ассортимент небогатый. Купил 2 бутылки водки «Хорошая» (Омск), тушенку (Г), кабачковую икру, хлеб, печенье.

Сдули «Щуку», наскоро собрали рюкзаки. Наш дядя, Саша Костин, вызывает подозрение и обещает сегодня же вечером метеор, хотя, по нашим данным, он ходит в обед и рано утром. Все же уезжаем в 20-15 на моторке с дядей Сашей. Скорость около 30 км/ч. В пути едим печенье и водку. Дядя Саша оказался на удивление крепким в этом отношении хантом. Очень много воды в Оби, говорят, даже больше чем весной. Встать на стоянку было бы просто негде – берега затоплены. А еще говорят, что такого лета не было с 41-го года. На полпути заезжаем «на чай» в рыбоприемный пункт – ржавый баркас, стоящий на якоре у берега. Чая не дают. Пьем водку дальше. В 22-оо прибываем в Шурышкары.

Пока мы размышляем, где выгружаться - на причале или в конце поселка, там, где стоит группа, привезенная вчера тем же дядей Сашей, причаливаем прямо в центре поселка. Дядя Саша признался, что метеор будет только завтра в 7-зо. Пока попили пива, приобретенного первым делом, уже стемнело. Решили ставить палатку прямо здесь, на берегу. Дядю Сашу еле выпроводили обратно.

Перед сном Леха пошел уточнить про метеор. Оказалось, завтра, как и ежедневно, будет только в 12-зо. А в 7-зо – по нечетным. Но палатка уже стояла, сил перетаскиваться к туристам не было.

18 августа

30 день. 1 день дороги обратно. Шурышкары – Лабытнанги.

Около 5 утра вокруг палатки ходила местная шпана. Сначала просили сигарет – мы им дали. Затем просили спиннинг – не дали. Они ушли, но скоро вернулись, вытащили спиннинг из-под тента и убежали. Сил вылезать и искать не было.

Утром поморосило. Но потом было солнечно и тепло, и так целый день! Встали в 9. Похмелье. Развели Zuko с обской водой – ее тут все пьют сырой, похмелились. Место, в котором нас угораздило ночевать, при свете дня и на трезвую голову нас впечатлило – очень похоже на помойку. Подсушили байду, собрались. Рюкзаки легкие: у Лехи 30 кг с «Щукой», у меня 20 кг со всем общаком.

Метеор пришел раньше на 15 минут, чуть не опоздали. Народу едет много, но сесть можно. Метеор новенький и чистенький, есть буфет. Пьем пиво с орехами и шоколадом и наслаждаемся цивилизацией. Познакомились с мужиками, которые стояли на краю поселка, и до которых мы так и не дошли. Им «повезло» еще больше – сперли спиннинг, еду и кое-что по мелочи. Туристы они оказались бывалые, спирта брали не меньше, чем мы – редкий случай. Дальнейший путь проделали совместно с ними – их было четверо москвичей и еще один турист-одиночка из Перми, присоединившийся недавно.

Путь до Салехарда занял 2 часа. Далее – хитрый маршрут до вокзала. На автобусе №1 до конца, потом на том же автобусе обратно, но другим путем до стеллы-самолета около аэропорта. Затем на маршрутке до переправы, потом паром через Обь, потом на УАЗике до вокзала в Лабытнангах (можно было и автобусом). На вокзале пусто, поезд будет в 7-зо, а билеты только с 5 утра. Вокзал закрывается в 22ч. – дальше можно ночевать в вагоне нашего же поезда за 80р. с носа. Идем гулять по городу, звоним в Москву, покупаем еду и ящик «Клинского», просроченного на три дня, за полцены. До вечера пьем и пишем пулю с мужиками. Продолжаем в вагоне. Леха хотел ставить палатку прямо на перроне, денег осталось мало, но я отговорил.

19 августа

31 день. 2 день дороги обратно.

В 5-зо встаю за билетами, очередь огромная. В 7-15 покупаю билеты в тот же вагон. Очередь не уменьшается, похоже, не все успеют. Свежий «Спорт-экспресс» (4-х дневной давности) стоит 16р. (в Москве 7р.) Весь день едим, пьем, спим, пишем пули. Наши места боковые, но тусуемся по купе. Проезжаем через Урал – очень красиво. Все желтеет – осень.

Ночью происходят многочисленные переселения, и к утру вагон полный.

20 августа

32 день. 3 день дороги обратно.

Едим, пьем (угощают друзья попутчики – у нас деньги кончились), спим.